Онлайн рубрика "Дежавю"

«Наденьте маски, господа!».  Общеизвестный символ театрального искусства - две маски, плачущая и смеющаяся, берет начало в театре древней Греции. Греческие маски обычно имели широко открытый рот, в связи с чем они выполняли роль рупора-резонатора, потому как помогали актерскому голосу достигнуть дальних трибун в амфитеатре. Лицедеи стали применять яркие маски, выражающие различные эмоции. Знаменитые трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида исполнялись в трагических масках, комедии Аристофана и Плавта, не менее знаменитые, игрались в масках комических. Иногда в процессе спектакля актеры меняли маску, в одной сцене актер играл в маске отчаяния, а потом уходил и приходил в маске гнева или в маске глубокого раздумья.В мировой театральной традиции с древних времен маски играют важную роль и являются атрибутом театрального действия. Особенное значение маскам уделялось в восточных культурах. Их использование в театральной среде сохранилось до настоящего времени, хотя маски и претерпели изменения формы и выразительных средств. Традиционная форма маски бывает в виде накладки на лицо, что было присуще древнегреческому театру, буддистскому мистериальному театру, итальянской комедии дель арте (прообраз современных клоунов) и другим. Форма маски в виде грима присуща японским театрам Кабуки и Но. 

Онлайн рубрика "Дежавю"

«Занавес! Подавайте занавес!».  Интересные факты о театральном занавесе.Театральный занавес (главный, портальный) - элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала. Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными нам способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.Более сложные конструкции занавеса были изобретены примерно в XVII столетии, во времена активного развития театрального искусства. Тогда одной из возможностей передать зрителю нужное настроение стал именно театральный занавес. В настоящее время существует несколько видов занавеса: антрактно-раздвижной, подъемно-опускной, итальянский, австрийский, венецианский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, занавес Кабуки, занавес Полишинель, проходной и складной занавесы.В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города. Для многих спектаклей даже готовились специальные полотна. Например, для пьесы Лермонтова «Маскарад» в постановке Александринского театра художником А. Я. Головиным было создано целых 10 театральных занавесов, меняющихся по ходу сюжета.Ряд современных театров, например, «Сатирикон», работают без занавеса. 

Онлайн рубрика "Дежавю"

«Артаксерксово действо».  17 октября 1672 года по приказу царя Алексея Михайловича произошло долгожданное открытие первого придворного театра в селе Преображенском, где сразу был дан первый спектакль на русском языке «Артаксерксово действо», продлившийся целых 10 часов без антракта. Будущих артистов, мужчин и подростков, подбирали из служилых по магазинам и питейным заведениям и обучали, а пьесу на библейский сюжет об Эсфири и царе Артаксерксе написал пастор Немецкой слободы Иоганн Грегори. Чтобы перевести пьесу на русский язык, ее по кускам раздали нескольким толмачам из Посольского приказа. Каждый переводчик старался в меру своего таланта, поэтому текст пьесы переходил с прозы на стихи и обратно. Учитывая продолжительность спектакля, начало назначили на утро. На представлении присутствовал царь, бояре, а в специальной ложе - царица и придворные дамы. Многим представление не понравилось, ведь все 10 часов большинству зрителей пришлось простоять на ногах! А царь внимательно смотрел спектакль до конца, остался доволен и наградил участников. Драматург и постановщик Иоганн Грегори получил гонорар - «40 соболей во 100 рублев, да пару в 8 рублев», а артистам после представления царь «каждому в глаза поглядел». 

Онлайн рубрика "Календарь Победы"

13 июля 1944 год - освобождение Вильнюса.  В июле 1944 года при наступлении советскими войсками, сплошного фронта обороны противник на Вильнюсском направлении не имел и оказывал противодействие лишь отдельными подошедшими соединениями и остатками разбитых частей. Немецкое командование пыталось остановить продвижение советских войск на заранее подготовленном рубеже Даугавпилс - Вильнюс - Лида, где сосредоточивало отступавшие части 3-й танковой и 4-й полевой армии группы армий «Центр».5 июля Третий Белорусский фронт начал наступление с ходу без перегруппировки сил. 7 июля соединения 5-й гвардейской танковой армии (командующий П. А. Ротмистров) и 3-го гвардейского механизированного корпуса (командующий В. Т. Обухов) подошли к городу и начали обходить его с юга и запада. 9 июля город был полностью окружен. Противник, усиленный воздушным десантом, безуспешно пытался прорвать кольцо окружения. 10 июля советские части освободили всю северную часть Вильнюса и вступили в Старый город. После штурма последних очагов сопротивления 13 июля 1944 года Вильнюс был полностью освобожден.В боях за город было уничтожено около 8000 и взято в плен около 5000 германских солдат и офицеров, захвачено 156 орудий, танков, автомашин и другой военной техники, оружие и боеприпасы. Двадцать наиболее отличившихся в боях частей и соединений фронта удостоены почетного наименования «Виленский».

Онлайн рубрика "Дежавю"

«Город золотой».  В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков» советского композитора, лютниста и гитариста Владимира Вавилова. Открывала сборник «Сюита для лютни: Канцона и Танец». Ее автором был указан Франческо да Милано, однако позже выяснилось, что автором произведения был сам Вавилов. Он же сочинил почти все остальные композиции, вошедшие в пластинку, кроме «Спандольетты» и «Зеленых рукавов». В 1972 году Анри Волохонский сочинил стихотворение «Рай», начинавшееся словами «Над небом голубым…». По воспоминаниям автора, строчки будущего хита появились на свет за четверть часа. Положить их на «Канцону» Владимира Вавилова помог Алексей Хвостенко, соавтор и близкий друг Волохонского. Первым исполнителем песни стал также Хвостенко, спевший «Рай» в характерной для него манере. Впоследствии магнитофонная запись передавалась из рук в руки. Композицию пели Елена Камбурова, несколько изменившая слова песни, Виктор Луферов и другие барды. Борис Гребенщиков, благодаря которому, впоследствии, песня стала популярной, включил ее в свой репертуар лишь в 1984 году, услышав песню в спектакле «Сид» театральной студии «Радуга». Впервые он спел композицию в Харьковском университете. Лидер «Аквариума» изменил первую строчкутекста, перенеся «город золотой» с небес на землю, и всего одной строкой «Под небом голубым...», по мнению некоторых критиков, кардинально изменил смысл текста. Композиция, озаглавленная как «Город», вошла в альбом «Десять стрел» группы «Аквариум». А после того, как песня «Город золотой» вошла в саундтрек культового фильма «Асса» режиссера Сергея Соловьева, она стала невероятно популярна на территории всего СССР. Песня «Рай» переведена на иврит, английский, украинский, греческий, белорусский, испанский и некоторые другие языки. Композиция входит в списки «100 лучших песен русского рока в ХХ веке» («Наше радио») и «100 песен, изменивших нашу жизнь» (Time Out). 

Онлайн рубрика "Дежавю"

Тайна музыки Моцарта.  Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей оздоровительное, и даже исцеляющее воздействие. Но в чем же скрывается тайна Моцарта? Каковы «секретные механизмы» общепризнанного уникального лечебного эффекта его музыки?Стандартные «IQ-тесты» фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания моцартовских произведений. Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ - «коэффициент интеллекта» людей в среднем на 8-10 единиц. Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают, причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит. Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания. Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых эпилепсия и болезнь Альцгеймера, также она улучшает речь и слух.Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.В числе больших поклонников творчества Моцарта - знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье - будущий прославленный французский киноактер. В середине 60-х годов ХХ века молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью и памятью. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим - Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня.Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни - чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий. 

Онлайн рубрика "Дежавю"

«Малиновый звон».  Многие из вас, наверняка, знакомы с выражением «малиновый звон», но не все знают его происхождение. На самом деле, словосочетание «малиновый звон» никакого отношения к ягоде и цвету не имеет, происходит оно от названия города Мехелен, расположенного теперь во Фламандском регионе Бельгии. По-французски город называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. Со времени появления таких колоколов в России в XVIII веке «малиновым» стали называть красивый, мелодично переливающийся звон - очень приятный, мягкий по тембру.Музыковед Александр Сергеевич Ярешко выделяет следующую жанрово-каноническую типизацию колокольных звонов: перезвоны; трезвон; проводной звон и его типологические варианты; будничные и праздничные звоны; красный, встречный, целодневный, свадебный и малиновый звоны. Особое звучание малинового звона достигается наложением акустических составляющих разных зон при ударе языка колокола.Город Мехелен - уже к XVII веку стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки, каковым и остаётся до сих пор. Сейчас в этом городе находится Бельгийская королевская школа карильона, где обучаются музыканты из Европы, Азии и Америки. Первый карильон России, заказанный в Южных Нидерландах Петром I, соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту. В 2003 году Россия и Бельгия совместно выпустили две марки, изображающие собор Святого Румбольда в Мехелене и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (в нём был установлен первый карильон России).В 1987 году на советской эстраде появилась песня «Малиновый звон» в исполнении Николая Гнатюка (сл. А. Поперечного, муз. А. Морозова), стремительно ставшая в СССР популярной и в том же году была исполнена на фестивале «Песня года». Композицию также исполняли Николай и Сергей Радченко, Борис Штоколов, Леонид Шумский и другие. 

Онлайн рубрика "Дежавю"

Наследие Антонио Вивальди. Интересно, что в мире классической музыки до сих пор возможны открытия. Казалось бы, наследие Антонио Вивальди (1678-1741 гг.) известно поклонникам классики до последней ноты, но, оказывается, в его творчестве есть свои тайны. В 2010 году в Национальном архиве Шотландии была найдена партитура ранее пропавшего концерта Вивальди для флейты, альта, двух скрипок и контрабаса. Копию, около 300 лет назад сделанную неизвестным переписчиком с концерта «Великий Могол», атрибутировал сотрудник Саутгемптонского университета Эндрю Вулли. Манускрипт находился в архиве маркизов Лотиан, один из них - Роберт Керр, был флейтистом-любителем и, видимо, приобрел рукопись во время большого путешествия по Европе с целью ознакомления с мировой культурой. «Великий Могол» - это один из четырех этнических концертов, три из которых - «Франция», «Испания» и «Англия» пока не найдены.(Источники: Атлас «Целый мир в твоих руках»; Журнал «Вокруг света») 

Онлайн рубрика "Календарь Победы"

3 июля 1944 - освобождение Минска.  Тяжелейшая судьба выпала Минску во время Великой Отечественной войны. Город оказался на направлении главного удара немецко-фашистской армии, рвавшейся к Москве. В ряды Красной Армии из Минска в первые 4 дня войны было направлено около 27 тыс. человек рядового и командно-политического состава.25 июня на подступах к Минску начались ожесточенные бои с прорвавшимися к городу передовыми частями 3-й и 2-й немецких танковых групп. Выдвинутые на рубеж Минского укрепрайона соединения 2-го и 44-го стрелкового корпусов 13-й армии (генерал-лейтенант Петр Филатов) в течение 4 дней успешно отражали танковые атаки превосходивших сил противника. Однако 28 июня противник прорвался с севера и юга и овладел городом.За время трехлетней оккупации в Минске и его окрестностях немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины и пепел. Они разрушили 80% жилых домов, почти все фабрики и заводы, электростанции, научные учреждения и театры.Минская операция началась 29 июня 1944 года, когда войска 3-го Белорусского и 1-го Белорусских фронтов в сходящемся направлении нанесли удар по противнику. Далее совместно с войсками 2-го Белорусского фронта было завершено окружение Минска. Весомую помощь войскам оказали белорусские партизаны, устраивавшие засады на путях отступления немецких сил, громили штабы, уничтожали мосты и переправы. 29–30 июня войска 3-го Белорусского фронта вышли к Березине, форсировали ее и продолжили стремительное продвижение на Минск. 3 июля 1944 года в ходе операции «Багратион» советские войска освободили Минск от вражеских захватчиков. 

Онлайн рубрика "Дежавю"

«Нотная грамота».  Как вы думаете, можно ли стать исполнителем классической музыки, не зная нотной грамоты? Конечно, в современной музыкальной жизни это скорее исключение из правил. А самым известным таким исключением был и остается Лучано Паваротти, не скрывавший, что не умеет читать ноты. Абсолютный слух и собственная система разучивания оперных партий помогли ему несмотря ни на что стать одним из величайших теноров XX века. Но все-таки верность нотному оригиналу сегодняшние исполнители считают чем-то само собой разумеющимся, а вот в эпоху барокко каждый музыкант был даже обязан придавать тому, что зафиксировано в нотах, свои собственные «украшательства». Музыкант, не включивший в свое исполнение ни одной импровизации, считался в те времена скучным и неоригинальным. Композитор Ференц Лист, например, играя сочинения других авторов, относился к ним свободно и раскованно. В 1838 году о нём писали: «Он может играть сегодня так, а завтра иначе. Играет всегда Лист, но душа у него каждый раз другая!» 

Загрузить еще